30.09.2010 |

В Твери открылась выставка «Музыка красок», приуроченная к Международному дню музыки

30 сентября в Твери в тверском императорском дворце открылась выставка «Музыка красок», приуроченная к Международному дню музыки. Она представляет зрителю тему музыки в произведениях русской и советской живописи, графики и скульптуры XX века из собрания Тверской областной картинной галереи.

В эпиграф к выставке вынесено высказывание, пожалуй, самого «музыкального» русского художника Константина Коровина. Можно предположить, что, если бы Коровин был композитором, он создал бы гениальные музыкальные произведения. Действительно, художник очень тонко чувствовал музыку, говорил с музыкантами на одном языке (вспомним хотя бы его крепкую и творчески насыщенную дружбу с Федором Шаляпиным, в память о которой будущим поколениям остался ряд великолепных портретов певца). Мотив музицирования, сопереживания музыке постоянно встречается и в станковых работах Коровина.

«Музыкальность» художественного дарования Коровина проявилась и в его небольшой работе «Вечер» (1917), представленной на выставке. Здесь ритм ощущается во всем: лунный свет в окне, тени на стене, рисунок пола комнаты, складки платья, выполненные широкими мазками, «звучат» как размеренное вступление; драпировка скатерти, переданная «заверченными» по кругу рубиновыми и алыми мазками - как стремительный музыкальный пассаж. И завершается все несколькими яркими звонкими верхними нотами, звучащими в светоносных мазках, которыми написан букет цветов на столе. Художник словно позволяет нам «услышать» мелодию, которую исполняет на гитаре девушка, изображенная на картине. Эта работа - один из лучших коровинских «ноктюрнов» - композиций с одной или несколькими фигурами, чаще всего женскими, с музыкальным инструментом, в интерьере, с непременным проемом окна или двери, за которым синеет ночь. В 1910-е годы Коровин написал целый ряд таких композиций («Дама с гитарой» 1911, «Женщина с гитарой» 1919). Главной художественной задачей здесь было очаровать зрителя красками, средствами живописи дать зрителю наслаждение, подобное тому, какое дает музыка.

Также на выставке экспонируется работа «Весенняя песня» современницы Константина Коровина, живописца и графика Ольги Делла-Вос-Кардовской, супруги известного графика и иллюстратора Дмитрия Кардовского. Она вошла в историю русского искусства как одна из первых художниц, представленных к званию академика, наряду с А.П. Остроумовой-Лебедевой и З.Е. Серебряковой. На картине «Весенняя песня» изображена играющая на фортепиано девочка, по-видимому, дочь художницы, Катя Кардовская (не вызывает сомнений сходство с картиной «Маленькая женщина», для которой как доподлинно известно, позировала Катя).

Скульптура эпохи модерна представлена на выставке работой «Скрипач» (1908) русского скульптора, ученика Марка Антокольского, Ильи Гинцбурга.
Тема музыки в советской графике первой половины XX века представлена на выставке работами Алексея Кравченко, Георгия Верейского и Алексея Пахомова. В витрине можно увидеть ксилографию замечательного русского и советского графика и иллюстратора, одного из создателей советской школы ксилографии Алексея Кравченко «Страдивари в своей мастерской» (1926). Редкое умение добиться острой экспрессии штриха, динамики в довольно статичном по своей сути виде графики - гравюре - позволяет художнику придать своим образам необходимую долю романтической эмоциональности.

Интересен карандашный эскиз к портрету дирижера Евгения Мравинского, выполненный замечательным русским графиком Георгием Верейским. Дирижер изображен со спины, во время управления оркестром. Порывистый ритм живых, быстрых карандашных штрихов как бы вторит ритму, динамике исполняемой оркестром музыкальной темы. Также на выставке можно увидеть работу «Виолончелистки» (1939) Алексея Пахомова - советского живописца и графика. Автор известен широкому кругу главным образом как иллюстратор книг для детей и юношества. Он стал одним из немногих художников того времени, преодолевших распространенный стандарт кукольно-слащавого изображения детей. Так и в представленном на выставке карандашном рисунке образы девочек, сосредоточенно учащих музыкальную партию, отличаются большой психологической достоверностью.

Выставка также позволяет увидеть, как раскрывается «музыкальная» тема в творчестве русских художников второй половины XX века. На картине известного художника-«шестидесятника» Карла Фридмана «Песня» изображен праздничный вечер в квартире. Собравшиеся слушают играющего на гитаре юношу, чья фигура помещена в центре. Интересно проследить перекличку этой работы с коровинским «Вечером»: две картины, представленные на выставке, роднят мотивы гитариста, букета цветов и ночи за окном, а также ритм мазков.

Отдельная витрина посвящена музыкальной теме в творчестве классика ленинградского андеграунда Рихарда Васми. На рубеже 1950-60-х годов Васми был участником первой ленинградской группы художников-нонконформистов «Орден нищенствующих живописцев» (или «арефьевский круг», по имени основателя Александра Арефьева). Творческая манера Рихарда Васми характеризуется упрощенной трактовкой форм, жестким линеарным рисунком, локальным цветом. На выставке представлены три графические работы художника, выполненные в смешанной технике, «Концерт в парке», «Демонстрация», «Гуляют». Уверенными линиями черным и графитным карандашом мастер упрощенно передает фигуры музыкантов, тонирует рисунки акварелью.

Совсем недавно Тверская областная картинная галерея получила в дар ряд работ известного художника - «семидесятника» Кирилла Мамонова, в их числе - литография «Музыка» (1986). Живые, динамичные, вибрирующие, будто струны, штрихи в этой работе передают напряжение находящегося в творческом порыве музыканта.

Продолжена «музыкальная» тема выставки работами тверских художников. Это линогравюра Николая Перлова «Романтический мотив» (1985), где в декоративной, почти «барочной» манере изображена флейтистка на фоне Тверского Императорского дворца, а также живописная работа Евгения Царева «Поклонение Скрипке».

Выставка продлится до 28 ноября.
 

Для того, чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь на сайте или войдите через

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Авторизация

Адрес электронной почты:

Пароль:

Запомнить меня

Восстановление пароля

Для восстановления пароля введите адрес электронный почты:

Регистрация

Ваше имя:

Адрес электронной почты:

Введите код:

CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

От (Выйти)

Сообщение:

Не пропустите:
Есть мнение
2017 год войдет в историю Оленинского района как год масштабного восстановления дорог. Все успели сделать до наступления зимы. Подробнее об этом и других достижениях в районе мы побеседовали с его главой Олегом Дубовым
 
Об актуальных предложениях для бизнеса и перспективах развития компании на рынке b2b рассказал директор тверского филиала АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ru», «Дом.ru Бизнес») Эдуард Мамаев
 
Тверская область - лидер ЦФО по уровню смертности. Можно ли поправить ситуацию в обозримом будущем, рассказал председатель ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов
 

Статьи: 1 2 3 4 5 ... 110 След.




На правах рекламы:
Тверские новости | пресса Тверь | газета Твери и газеты Тверской области | форум Тверь