15.03.2012 |

Книжный базар

На днях представители российского издательского бизнеса подвели неутешительные итоги 2011 года: за 12 месяцев книжный рынок сократился на 5-7%. Такое же падение прогнозируется и на этот год. Однако в стране до сих пор есть писатели, чьи произведения продаются огромными тиражами, а за их автографами выстраиваются километровые очереди. В частности, это Дмитрий ГЛУХОВСКИЙ, который в эксклюзивном интервью нашему еженедельнику рассказал о своем отношении к современной политике, эфемерности славы и объяснил, почему сегодня писателю важно находиться в постоянном росте и развитии

— Дмитрий, по статистике, современная молодежь читает больше не классику, а фантастику. Вы стали невероятно популярны благодаря книге «Метро 2033», поведав о том, как живут в московской подземке уцелевшие после ядерного взрыва люди. Чем вас заинтересовала эта мрачная тема?

— Мое детство пришлось на время увлечения компьютерной игрой Fallout, которая рассказывает о том, как американцы выживают после ядерной войны. Тяга к фантастике — это тяга к погружению в сказку. Но роман «Метро 2033» — это в большей степени поиск человеческого в человеке, нежели перестрелки, погони, борьба за выживание и ядерная война. Многие пассажи посвящены самовоспитанию главного героя, его становлению  личности, а также размышлениям о том, какая судьба настигнет человечество в недалеком будущем. Признаюсь, мне интересно делать книги многослойные и тиражные. Хочется, чтобы определенный успех роману был заранее гарантирован. Хотя я с изрядной долей брезгливости отношусь ко всему массовому... Не верится даже, что сегодня массовый продукт может быть качественным, тонким и при этом весьма привлекательным и умным...

— Действие ваших романов происходит в будущем. У меня было подозрение, что автор таким образом пытается сбежать из унылого настоящего, однако на поверку вы оказались человеком с чрезвычайно активной политической позицией.

— Я исследую больное современное общество, учитывая, что время остановилось где-то через год или полтора после ядерной войны. И никогда не берусь предсказывать, что произойдет лет через 25. Практика показывает, что эти прогнозы редко сбываются. Я политический журналист, который к политике относится крайне скептически. Могу отметить, что в мире падает градус взаимного доверия, растет политическая паранойя. По-моему, очевидно, насколько сегодня циничны и прагматичны чиновники, занимающиеся политикой во всем мире. Они — материалисты, которые мыслят не идеологическими категориями и, судя по сводкам новостей, сами смутно верят в то, что делают. Моя личная идеология заключается в том, что на первом месте стоит человек, а потом — система. Вряд ли стоит серьезно верить во многие вещи в современной политике. Нужно все подвергать сомнению. Если и есть какой-то смысл в нашем существовании, то он заключается в изучении и развитии.

— Ваши бестселлеры «Сумерки», «Метро 2033», «Метро 2034» побили все рекорды продаж, даже несмотря на то, что вы выкладывали их в интернет для скачивания и редактирования задолго до выхода в свет. Раскройте, пожалуйста, свой секрет популярности у широкой публики?

— Возможно, я нашел правильный баланс между острым сюжетом, неожиданными поп-элементами и динамичным содержанием. Сегодня задача популярной литературы — развлекать читателя, постоянно с ним заигрывать. Пик славы — очень кратковременный. Писатель, который не в состоянии продолжать генерировать новый контент, выпадает из обоймы. Я пытаюсь установить в своих книгах равновесие между развлечением и одновременно какими-то очень серьезными вещами. Делаю так, чтобы во время чтения люди заставили себя задуматься о чем-то серьезном. Можно сказать, что я являюсь апологетом такой стратегии: выкладывание текста во всемирной паутине на продажи книги отрицательно не влияет. Мою первую книгу «Метро 2033» в интернете прочитали около миллиона человек, что не помешало продать ее тиражом 300 тыс.

— Все же должен признать: вы пишете довольно много и часто. Как вам удается настолько глубоко проникать в профессию, в характер персонажа? Признайтесь, вы сами-то в московский метрополитен когда в последний раз спускались?

— На метро я езжу довольно часто —  несколько раз в неделю. Меня это нисколько не смущает. Лишь бы только часами не стоять в изнурительных столичных пробках. Кстати, многие богатые и влиятельные люди в Европе тоже передвигаются на метро в час пик. И чувствуют себя при этом вполне комфортно. Однажды я обратился к пресс-службе московского метрополитена с просьбой побродить по закрытым помещениям, в которых будут разворачиваться кульминационные эпизоды одного из моих романов. Не все знают, что московское метро в первую очередь является не транспортным сооружением, а самым большим в мире противоатомным бомбоубежищем. Очень занимательная экскурсия была.

— Я слышал, что вы начали писать с очень ранних лет. То есть у вас c детства были амбиции стать профессиональным писателем?

— Да. Примерно с четырех лет я работал на печатной машинке папы-журналиста. К шести годам уже начал сочинять сумасшедшие фантастические истории, которые умещались на двух страницах школьной тетради. Значительно позже был журфак, работа корреспондентом в горячих точках в Абхазии и Израиле, проекты в кремлевском пуле, первый роман. В общем, я нахожусь в постоянном развитии и, надеюсь, когда-нибудь стану большим писателем.

— То есть на данном этапе вы себя таковым не считаете?

— Я думаю, что писатель — это почетный титул, которым награждают тебя другие люди. Человек не может сам про себя сказать: «Я — писатель». Литература —  это что-то из разряда размышлений о том, что останется после меня, а не о том, как бы мне заработать на новую Audi. Я сознательно не поступал в литературный институт, поскольку считаю, что там не могут научить писательскому ремеслу. Желание писать и литературный талант у человека либо есть, либо его нет.

— Как писатель должен работать с информацией? Вы не тонете в море фактов?

— Тону. По сути, человек, цивилизацией и информацией не зараженный, — это безобидная, всеядная особь. Но человек, научившийся накапливать информацию и передавать ее дальше, превратился в нечто совершенно невиданное. В книге «Сумерки» человечество приравнивается к раковой опухоли, которая поражает Землю. По моей версии, цивилизация — это сбой в геноме клеток, заставляющий их неконтролируемо размножаться, уничтожая тело, в котором они живут. В этом плане человечество в своей близорукости и неспособности мыслить глобальными категориями, а также жажде удовлетворять текущие потребности напоминает мне раковую опухоль.

— Вы позиционируете себя как писатель, который пишет для молодых. Почему тогда в ваших книгах нет пикантных сцен, вызывающих бурный интерес у этой категории читателей?

— Нужно обладать гигантским мастерством, владением языком и недюжинной фантазией, чтобы убедительно писать про секс. Эта тема истоптана и испорчена людьми, которые используют избитые клише, ничего толком не понимая в этом и только опошляя. Я не считаю секс неприятным, совсем наоборот. Просто мне кажется, сложно описать эротические сцены так поэтично и красиво, как это делал Бунин или Набоков... К слову, писать о чудовищах и мутантах мне гораздо проще. Ведь мы не сталкивались с ними в реальной жизни и они могут быть такими, какими я их придумаю.

— На фоне глобального экономического кризиса во всем мире тема Апокалипсиса, меланхолии, неизбежной катастрофы стала очень актуальна в литературе и кино. Особенно в России, где люди стремятся не просто к более высокому качеству жизни и культуре, а к системе бездумного вещизма и потребления — купить новую машину, квартиру, загородный дом... Вам не кажется, что это путь в тупик?

— Мы не вправе осуждать общество потребления. Наш народ никогда за всю историю страны не имел возможности заработать столько денег, сколько сейчас. Понятие «cредний класс» и зарплата в две тысячи долларов стала для нас привычным явлением, когда в стране случился «нефтяной бум». Впервые за последние десять лет наконец появилась возможность вкусно поесть в кафе, купить себе одежду, которая симпатично выглядит и хорошо сидит, или приобрести бытовую технику. И то далеко не у всех. Я не осуждаю людей, которые дорвались до этого. Конечно, слишком многие увлеклись, попали под дурное влияние глянцевых журналов, которые учат их, как гламурно жить. Но если в Европе люди всеми этими благами уже давно пресытились, то  наши земляки —  еще нет. Приведу пример: будучи студентом, когда еще считал копейки и впервые приехал в Египет, я тоже как будто дорвался: уходил от шведского стола с двумя-тремя огромными тарелками еды и набитым пузом. Сейчас мне это неинтересно. Я уже не голоден.

— Вам не кажется, что очередной финансовый кризис снова возвращает нас к исходной позиции, к перемене в сознании — ценностям не материальным, а духовным?

— Конечно. Теперь нам нужно найти для себя вдохновение и утешение в чем-то новом. Мы будем возвращаться к искренней дружбе и простой еде. Станем получать удовольствие от картошки с маслом и сервелата, а не от японских суши.

— Однажды на Московской книжной ярмарке я стал свидетелем сцены, как к вам выстроилась огромная очередь из желающих подписать книгу на память. Представители других издательств злобно косились на вас. Скажите, в чем причина такого ажиотажа — возможно, вы хороший блогер, вовремя анонсирующий презентации своих книг?

— Думаю, мои читатели просто более организованны и мобильны. Они ощущают себя мощным единым сообществом. Узнаваемость ко мне тоже потихоньку приходит... Но когда на встрече с писателем собирается такое большое количество людей, это вовсе не является знаком того, что я популярнее, скажем, Пауло Коэльо или Бориса Акунина. Тиражи их книг на порядок выше моих за все те годы, что они блистают на книжной арене. Просто я имею больше возможностей общаться с читателями напрямую, поскольку выбрал интернет в качестве основной площадки.

Игорь Шевкун
 

Для того, чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь на сайте или войдите через

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Авторизация

Адрес электронной почты:

Пароль:

Запомнить меня

Восстановление пароля

Для восстановления пароля введите адрес электронный почты:

Регистрация

Ваше имя:

Адрес электронной почты:

Введите код:

CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

От (Выйти)

Сообщение:





На правах рекламы:
Тверские новости | пресса Тверь | газета Твери и газеты Тверской области | форум Тверь