14.04.2011 |

Афанасий Никитин о чудесах Индии

540 лет назад, 23 апреля 1471 года, тверской купец Афанасий Никитин отплыл из Ормуза и уже через шесть недель ступил на индийскую землю. Этот знаменательный юбилей — повод вспомнить о нашем знаменитом земляке и его подвиге

 

Князь обезьянский и птица гукук

Об Индии на Руси знали задолго до путешествия Афанасия Никитина из книг, таких как: «Сказания об Индейском царстве» — легендарном письме пресвитера Иоанна византийскому Императору, «Христианской топографии» византийского путешественника VI века Космы Индикоплова, «Повести о Вавилоне», летописного послания Василия Федору о земном рае, в которое был включен рассказ новгородцев, якобы видевших «земной рай» у берегов Индии. Особенность этих сказаний, присущая им «этикетность», когда автор описывает не то, что действительно с ним происходило, а то, что должно происходить согласно определенным литературным канонам.

Согласно этим канонам, то Индия представлялась страной несметных сокровищ, которые стерегут сказочные существа: «Есть тут люди псоглавые, у всякого шесть рук и шесть ног, а в океан-море чудовища людей подстерегают, нападают на корабли».

Как всякий древнерусский литератор, Афанасий Никитин не избежал влияния канонов. В  «Хожение» он включил два явно легендарных рассказа –– о птице «гукук» и «князе обезьянском». «Это — изложение услышанных Никитиным индийских сказаний, — предупреждает исследователь «Хожения» профессор Яков Лурье и тут же реабилитирует Афанасия. ––  Когда Никитин описывает то, что он действительно видел, он писал точно, деловито и выразительно». Поэтому «Хожение» рассматривается учеными как достоверный исторический документ о быте и нравах народов Индии в XV веке.

Встретил по одежке

 «Люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонки все наги, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку –– делится первыми впечатлениями Афанасий Никитин, уж больно его поразила всеобщая нагота. — Да все наги да босы, да крепки, а волосы не бреют. А простые женщины ходят — голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт». Однако вскоре Афанасий заметил сезонную перемену одежды: «Зимой у них простые люди ходят — фата на бедрах, другая на плечах, а третья на голове; а князья да бояре надевают тогда на себя порты, да сорочку, да кафтан, да фата на плечах, другой фатой опояшет, а третьей фатой голову обернет». И даже через много месяцев жизни в Индии Афанасия удивляла местная манера одеваться. Вот как он описывает паломников в Парвате: «И съезжаются все нагие только повязка на бедрах, и женщины все нагие, только фата на бедрах, а иные все в фатах, да на шее жемчугу много, да яхонтов, да на руках браслеты и перстни золотые. Ей-богу!» То есть Никитина поразило обилие дорогих украшений при минимализме одеяний. Он так и не мог понять, почему индусы не купят себе более-менее приличной одежды.

Мы то, что мы едим

В Бидаре Афанасий познакомился со многими индусами. «И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде, ни о торговле, ни о молитвах, ни об иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать», — рассказывает Никитин. Близкое знакомство позволило увидеть обычаи простого народа: «Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, ни вина не пьют… А еда у них скудна. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят рис, да кхичри с маслом, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левой не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А в пути, чтоб кашу варить, каждый носит котелок. А от бесермен отворачиваются: не посмотрел бы кто из них в котелок или на кушанье, а если посмотрит бесерменин, –– ту еду не едят. Поэтому иные едят, накрывшись платком, чтобы никто не видел… А есть садятся –– руки обмывают, да ноги, да рот полощут».

Круг жизни

Поразило Никитина отношение индусов к главным событиям любой жизни –– рождению и смерти: «А кто у них умрет, тех сжигают да пепел сыплют в воду. А когда дитя родится, принимает муж, и сыну имя дает отец, а мать — дочери». Ни то, ни другое не обставлены ритуалами, и происходят, как естественные события жизни.

«Добронравия у них нет, и стыда не знают, –– укоряет индусов Афанасий и тут же отмечает уважительное отношение индусов друг к другу. –– А когда придет кто или уходит, кланяются по-монашески, обеими руками земли касается, и все молча».

Неоднократно в своих записях Афанасий обращается к простоте нравов: « В Индейской земле купцов поселяют на постоялых дворах. Варят гостям служанки, и постель стелят служанки и спят с гостями. Если имеешь с ней тесную связь, дай два жителя, если не имеешь тесной связи, даешь один житель». Вот так. За все приходится платить. И за интим, и за отказ от интима.

«В Индии же гулящих женщин много и потому они дешевы» –– делает вывод Афанасий. Вот за такие-то высказывания на одном из сайтов интернета Никитина назвали первым русским секстуристом. Но, наверное, лучше такая «слава», чем четыре года воздержания.

Вслед за императором едут генералы

Много внимания Никитин уделил описанию придворных церемоний. Бесконечны пышные выезды местных владык:

«На байрам совершил султан торжественный выезд: с ним двадцать везиров великих выехало да слонов триста, облаченные в булатные доспехи, с башенками, да и башенки окованы… Да тысяча коней верховых в золотой сбруе, да сто верблюдов с большими барабанами, да трубачей триста, да триста плясунов, да триста наложниц…»

На фоне парадного великолепия Афанасий обостренно почувствовал социальное неравенство: «Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты».

Таким образам, Никитин характеризует Индию, как страну контрастов, почти по-журналистски хлестко.

Сергей Кутейников

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Для того, чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь на сайте или войдите через

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Авторизация

Адрес электронной почты:

Пароль:

Запомнить меня

Восстановление пароля

Для восстановления пароля введите адрес электронный почты:

Регистрация

Ваше имя:

Адрес электронной почты:

Введите код:

CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

От (Выйти)

Сообщение:





На правах рекламы:
Тверские новости | пресса Тверь | газета Твери и газеты Тверской области | форум Тверь