14.04.2011 |

Музыка нас повязала

Тверским предпринимателям устроили музыкальную паузу: за включенный телевизор им приходится платить штрафы

 

На минувшей неделе в Вышнем Волочке была оштрафована на 10 тыс. рублей владелица кафе. Казалось бы, новость далеко не сенсационная: в регионе то и дело получают административное наказание бизнесмены, в заведениях которых, например, не соблюдаются нормы пожарной безопасности или санитарно-гигиенические правила. Но в данном случае в кафе все было в порядке: тепло, светло и музыка играет. Эта музыка и подвела: выяснилось, что у предпринимателя нет лицензионного договора с Российским авторским обществом (РАО), а значит, музыкальный фон в кафе был создан незаконно. Абсурд? Да ничего подобного, все в полном соответствии с буквой закона, а именно — Гражданского кодекса РФ. Есть в нем статья 1242, в соответствии с которой «публичное использование произведений и фонограмм без разрешения авторов, исполнителей и иных правообладателей допускается лишь в случаях заключения лицензионного договора с уполномоченными некоммерческими организациями».

Таких организаций, собирающих подати, или, говоря юридическим языком, авторские вознаграждения, две — Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и РАО. Первая собирает деньги в пользу исполнителей и производителей фонограмм, вторая — в пользу композиторов и авторов текстов песен. Каждой из них хозяевам баров и кафе приходится ежегодно отчислять порядка 14 тыс. рублей, а владельцам крупных ресторанов — и по 60-70 тыс. рублей, в зависимости от количества посадочных мест. Раскошеливаться приходится не только сфере общепита: к примеру, магазины с «озвучиваемой площадью» до 100 кв. м должны платить по 500 рублей ежемесячно, автозаправки — по 2,5 тыс. рублей.

Но платят, естественно, далеко не все, поэтому по всем городам и весям начались масштабные проверки, по итогам которых и появляются административные дела, как в Вышнем Волочке. Не исключено, что подобные процессы начнутся по всей Тверской области — по крайней мере, в региональном центре представители РАО уже заходили к некоторым бизнесменам музыку послушать. И диски переписать. Владелец одного из популярных тверских кафе недоумевает: «Почему я должен давать деньги какой-то организации, если уже заплатил за лицензионные диски? К тому же, если в моем заведении играет альбом Beatles, куда потом пойдут авторские отчисления — Джону Леннону, который умер в 1980-м году?» И эти вопросы отнюдь не риторические. Конечно, у Российского авторского общества есть соглашения с аналогичными зарубежными организациями по всему миру, вплоть до Зимбабве. Но доходят ли деньги российских предпринимателей до конкретных композиторов или исполнителей по ту сторону границы, неизвестно. И насколько организации, ангажированные защищать авторские права, действительно их защищают — еще один вопрос без ответа.

Как ни странно, но то же РАО в 1993 году было создано для того, чтобы ликвидировать монополию на сбор «авторских» Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП), которое от реальных композиторов и исполнителей было так же далеко, как вышневолоцкое кафе от музыкантов Зимбабве. В то время Конституционный суд РФ признал деятельность ВААП не соответствующей Конституции. В прошлом году аналогичное решение принял Европейский суд, расценивший огульное обложение сборами всех носителей информации как недопустимое. Но пока и РАО, и ВОИС, ставшие, по сути, клоном советского агентства, по-прежнему продолжают собирать подати с предпринимателей. Даже несмотря на то, что с каждым годом все больше музыкантов (а также художников, литераторов, деятелей киноискусства и так далее) настаивают на свободном распространении своих произведений. Или в крайнем случае — на условно-бесплатном, как это многие годы делают разработчики компьютерных программ, безвозмездно предоставляя пользователям демо-версию своего продукта. Кому нравится, покупают лицензионный вариант. Таким образом риск приобрести кота в мешке, покупая продукт интеллектуальной собственности, сводится к минимуму. Главное, что при этом нет никаких посредников, которые собирают подати за определенный процент, и авторы общаются с потребителями своего продукта напрямую.

Тот факт, что существующий сегодня механизм защиты авторских прав безнадежно устарел, неоднократно отмечался в дискуссиях разного уровня. Озвучил это мнение и Президент РФ Дмитрий Медведев, который еще в январе заявил следующее: «Очевидно, что прежние принципы регулирования в сфере интеллектуальной собственности не работают, особенно в сети интернет. Это грозит коллапсом всей системе авторских прав, поэтому нужно предложить мировому сообществу новые решения, которые должны быть затем сформулированы в виде международных конвенций». Дело за малым — наконец «предложить и сформулировать», пока громоздкая махина «защитников» непонятно чьих прав не наступила на горло «песне» российского бизнеса.

 

Елена ЛАЗУТКИНА

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Для того, чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь на сайте или войдите через

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Авторизация

Адрес электронной почты:

Пароль:

Запомнить меня

Восстановление пароля

Для восстановления пароля введите адрес электронный почты:

Регистрация

Ваше имя:

Адрес электронной почты:

Введите код:

CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

От (Выйти)

Сообщение:





На правах рекламы:
Тверские новости | пресса Тверь | газета Твери и газеты Тверской области | форум Тверь